РА-1 (Рельсовый Автобус, 1-й тип) — автомотриса производства завода ОАО «Метровагонмаш», конструктивно унифицирована с метровагоном, предназначена для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках железных дорог и может быть применена для городского, пригородного и межрегионального сообщения.

Рельсовые автобусы РА-1 имеют кабины по обоим концам вагона и не требуют разворота, при этом могут эксплуатироваться как одиночно, так и по системе многих единиц в сцепке по 2—3 секции. Семейство РА-1 представлено шестью моделями: четырьмя для использования в России и двумя для экспорта. Кузов, экипажная и ходовая часть выполнены на базе метровагонов «Яуза».

Рельсовый автобус РА-1

Проект рельсового автобуса Особым конструкторским бюро «Метровагонмаш» был подготовлен для проводившегося МПС в январе 1997 года конкурса на создание рельсового автобуса для неэлектрифицированных дорог с малой загрузкой, где получил первое место. В сентябре 1997 года был выпущен первый опытный образец, разработкой руководил главный конструктор проекта Владимир Николаевич Комаров. Среди возможных применений рассматривалась организация пассажирского движения по Малому кольцу МЖД. В нашей коллекции документов размещены:

Руководство по эксплуатации. В данной подборке приводится иллюстрированная книга по рельсовым автобусам, программно-информационный комплекс по производству технического осмотра рельсового автобуса РА-1 и копия видео презентации в формате DVD проигрывателя.

Компоненты и оборудование. Описываются несколько компонентов и систем рельсового автобуса РА-1. Коллекция документов, по возможности, будет пополняться.

За первые четыре года выпуска в период 1997—2002 годах было выпущено всего три экземпляра. Первый с августа 2000 года находился в эксплуатации в моторвагонном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги. Второй после испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке в июне 2002 года поступил на Калининградскую железную дорогу. На третий экземпляр была разработана конструкторская документация, но его выпуск сильно затянулся.

На первый и второй рельсовые автобусы были установлены импортные дизельный двигатель и гидравлическая передача, на третий планировалось установить отечественные узлы. Впоследствии на всю серию выпуска РА-1 были установлены импортные дизельные двигатели, кроме 3 экземпляра. Все экземпляры по конструкции отличались друг от друга. Первый экземпляр (РА1-0001) первоначально был выпущен с автосцепкой Шарфенберга (метро-автосцепкой) и высокими подножками. Далее эта сцепка была заменена автосцепкой СА-3, а сам вагон отправлен на эксплуатацию в город Дубна.

В декабре 2017 года самый первый вагон РА1 (уникальный РА1-0001 модели 730) был передан в Музей железных дорог России.

Вентиль электропневматический

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.