В качестве системы смазки гребней применен автоматический гребнесмазыватель АГС10 предназначенный для циклического нанесения пластической смазки в зону переходного радиуса между поверхностью круга катания и гребнем каждого колеса первой по ходу движения колесной пары передней тележки вагона при движении РА-3 с целью снижения интенсивности износа гребней колесных пар и боковых граней рельсов, а также снижения энергопотребления за счет уменьшения сил сопротивления движению.
Подача смазочного материала производится на гребни через программируемые периодические интервалы пути, которые автоматически изменяются в зависимости от наличия поворотов и скорости движения.
Для выбора оптимального количества смазочного материала, подаваемого на километр пути, режимы работы гребнесмазывателя могут оперативно корректироваться при изменении условий эксплуатации РА-3.
В состав оборудования гребнесмазывателя входят:
- питатель (бак емкостью 10 л с двумя насосами-дозаторами и датчиком уровня), две форсунки – левая и правая, соединительные элементы (воздушные и гидравлические), установленные на передней тележке вагона;
- разобщительный кран, фильтр воздухопровода и блок вентилей электропневматических, установленные на раме кузова вагона;
- блок управления гребнесмазывателем БУГС, установленный в шкафу электрооборудования.
При включении каждого вентиля срабатывает соответствующий насос-дозатор, выданная им порция смазки смешивается со сжатым воздухом, затем по трубопроводу поступает к форсунке и равномерно наносится на гребень колёса в течение запрограммированного времени (6-10 секунд).
После указанной выдержки времени вентиль выключается, плунжер насоса возвращается в исходное положение – происходит зарядка дозировочной камеры. Работой вентилей управляет блок БУГС. Электропитание на БУГС подаётся от цепей управления вагона постоянно. При уровне смазки в баке ниже минимального на блоке БУГС включается индикатор «Заправь бак».
Бак питателя БМ прямоугольной формы, является сосудом без избыточного давления и предназначен для размещения смазочного материала гребнесмазывателя. В верхнюю часть корпуса бака вварена заправочная горловина, закрываемая резьбовой пробкой с тросиком. В пробке выполнено дренажное отверстие, для выравнивания давлений внутри и снаружи бака при изменении температуры окружающего воздуха. В пробке закреплен щуп для замера уровня смазки в баке. В днище бака вварены два фланца для закрепления насосов-дозаторов, а также расположена сливная пробка. В верхней части бака закреплен датчик нижнего уровня смазки. Бак питателя установлен на кронштейне передней концевой балки рамы тележки.
Пневматические насосы-дозаторы, установленные под днищем бака питателя, предназначены для смешивания смазочного материала с сжатым воздухом и подачи дозированного количества масляно-воздушной смеси к форсункам.
Исполнительными элементами гребнесмазывателя являются две форсунки АГС1 и АГС2. Форсунка служит для формирования факела воздушно-смазочной смеси и подачи его на гребень колёсной пары.
Разобщительный кран К2 предназначен для перекрытия подачи сжатого воздуха от напорной магистрали вагона к блоку вентилей электропневматических.
Фильтр воздухопровода Ф4 предназначен для дополнительной очистки сжатого воздуха, поступающего в пневмомагистраль управления гребнесмазывателем.
Блок вентилей представляет собой металлический ящик, в котором размещены два вентиля электропневматических ВВ1 и ВВ2 предназначенные для подачи сжатого воздуха из напорной магистрали вагона к насосам-дозаторам.
Блок управления БУГС предназначен для управления гребнесмазывателем АГС10. Обмен информацией между блоком БУГС и системой управления СКИФ-РА производится по каналу CAN. БУГС оборудуется встроенными акселерометром (датчиком ускорения) и гироскопом (датчиком поворотов).
Гребнесмазыватель работает в трех режимах
а) режим обмена информации с системой управления СКИФ-РА
Блок БУГС принимает от системы управления головным вагоном следующую информацию:
- значение линейной скорости РА-3 в км/ч;
- сигналы о направлении движения РА-3;
- сигналы о запрете смазки: при торможении РА-3 и подсыпке песка.
Блок БУГС передаёт в систему управления головным вагоном следующую диагностическую информацию:
- состояние БУГС: исправен/неисправен;
- состояние каналов управления электропневматическими вентилями (ЭПВ) и цепей их подключения: исправен/неисправен, обрыв/КЗ;
- состояние гироскопа и акселерометра: исправен/неисправен, ошибки гироскопа.
БУГС передает в систему управления головным вагоном СКИФ-РА следующую текущую (накопительную) статистическую информацию:
- продолжительность работы БУГС в часах;
- пробег РА-3 при включенном состоянии БУГС;
- количество срабатываний каждого канала ЭПВ.
б) автоматический режим (при движении РА-3)
При движении РА-3 вперед работает гребнесмазыватель, расположенный в головном вагоне. Гребнесмазыватель хвостового вагона смазку не подает.
При достижении РА-3 запрограммированной «пороговой скорости включения подачи смазки» (V1) блок БУГС головного вагона (или БУГС хвостового вагона – в зависимости от направления движения) начинает через запрограммированные интервалы пройденного пути (L1) включать вентили электропневматические ВВ1 и ВВ2. При их срабатывании подаётся сжатый воздух на насосы-дозаторы и происходит впрыск смазочного материала на гребни колёс. Между подачами воздуха происходит заполнение дозировочных камер насосов-дозаторов.
При достижении РА-3 «пороговой скорости увеличения интервалов пути между подачами смазки» (V2) блок БУГС включает вентили через запрограммированные бóльшие интервалы пути (L2).
При прохождении РА-3 криволинейных участков гребни колёс смазываются в следующем режиме:
- при движении в левом повороте вентиль ВВ1, управляющий работой левой форсунки, включается через «бóльшие» (L1 или L2 в зависимости от скорости движения) интервалы пути, а вентиль ВВ2, управляющий работой правой форсунки, включается через запрограммированные «малые» (L3) интервалы пути;
- при движении в правом повороте вентиль ВВ2, управляющий работой правой форсунки, включается через «бóльшие» (L1 или L2 в зависимости от скорости движения) интервалы пути, а вентиль ВВ1, управляющий работой левой форсунки, включается через запрограммированные «малые» (L3) интервалы пути.
Таким образом, при движении на криволинейных участках бóльшее количество смазки подаётся на гребень колёса, контактирующего с наружным рельсом поворота.
При поступлении от системы управления СКИФ-РА по каналу CAN сигналов о торможении или включении подачи песка блок БУГС блокируют включение вентилей электропневматических и работа форсунок прекращается.
При интенсивном торможении РА-3, независимо от поступления сигнала «Тормоз» от системы управления, блок БУГС блокируют включение вентилей по командам собственных датчиков отрицательного ускорения.
в) полуавтоматический (ручной) режим (во время стоянки РА-3)
Полуавтоматический режим применяется для проверки работоспособности гребнесмазывателя и правильности расположения форсунок относительно гребней колес.
При подаче на вход блока БУГС сигнала «Вперёд» и однократного нажатия на его лицевой панели кнопки «Контроль» БУГС через запрограммированную выдержку времени три раза включает вентили ВВ1 и ВВ2. При этом три раза срабатывают насосы-дозаторы и форсунки производят синхронно по три впрыска смазки.
Дополнительная информация
Описание компонентов и оборудования. В дополнение к руководству по эксплуатации рельсового автобуса “Орлан” приводятся руководства, сборочные чертежи, схемы принципиальные оборудования, компонентов и интегрированных систем и отдельных элементов механической и тормозной системы: АСОТП, гасители колебаний Sachs, гребнесмазывателей, дверей наружных, описывается карданный вал, система Кварц-М2, клапан перепускной быстродействующий, комплекс учета топлива КВАРТА-Р1, контроллер машиниста РА-3. Уделено особое внимание механической части, описаны межвагонные сцепки, межвагонный переход и пр.