Описание осушителя
Осушитель предназначен для осушения сжатого воздуха поступающего из компрессора, обеспечивает относительную влажность воздуха на выходе не выше 35%.
Основными узлами осушителя являются:
- два сосуда (1) с асборбентом (2) и маслоотделителями (3);
- два обратных клапана (4) – исключают перетекание воздуха из напорной магистрали в сосуд регенерации;
- вспомогательный клапан (5) – служит для предотвращения промежуточного положения двухседельчатых клапанов (8). Вспомогательный клапан открывается только после достижения заданного давления переключения;
- электромагнитный клапан (6) – служит для управления циклами регенерации и осушки сосудов (открывает доступ воздуха к клапану двойного действия (8), или открывает атмосферный канал для выпуска воздуха из него);
- центральный перепускной клапан (9) в выходном канале, ведущем к напорной магистрали выполняет функции обратного клапана.
Осушитель одновременно выполняет две функции – осушение и регенерацию. В то время как в одном из сосудов происходит осушение воздуха поступающего из компрессора, в другом сосуде регенерируется (восстанавливается) асборбент. Сжатый воздух вначале попадает в маслоотделитель осушителя, где извлекается конденсат и масло, после чего поступает в сосуд с асборбентом. Воздух проходит через асборбент (алюмосиликаты), который поглощает из проходящего воздуха водяной пар.
Рассмотрим работу установки осушителя воздуха в первой фазе, в которой сосуд (А) находится в фазе осушения, а сосуд (Б) в фазе регенерации. Электромагнитный клапан (6) под воздействием входного электрического сигнала от системы управления циклом, открыл доступ воздуха к поршневым клапанам двойного действия. Поршни под воздействием давления сжатого воздуха, превышающего усилие пружин, переключаются в нижнее (левый) и верхнее (правый) положение, вследствие чего открываются клапанные седла, обеспечивающие осушение левого сосуда и регенерацию правого.

Рисунок рабочего состояния осушителя в двух фазах: 1 – сосуды; 2 – абсорбент; 3 – маслоотделитель (кольца Рашига); 4 – обратный клапан; 5 – вспомогательный клапан; 6 – электромагнитный клапан; 7 – водоспускной патрубок; 8 – двухседельчатый клапан; 9 – центральный перепускной клапан; 10 – полый стержень.
Из мотор-компрессора воздух подается в сосуд (А). ВОздух проходит через сосуд (А) снизу вверх. В маслоотделителе (3) содержащиеся в воздухе капли масла и воды осаждаются на поверхности колец Рашига. Затем воздух подается в асборбент (2), после чего проходит через полый стержень (10), обратный клапан (4), перепускной клапан (9), и осушенный до 35% влажности подается в напорную магистраль.
Часть осушенного воздуха, через полый стержень, подается в асборбент сосуда (Б). Воздух проходит через асборбент сосуда (Б) сверху вниз. Осушенный в сосуде (А) воздух извлекает из абсорбента сосуда (Б) влагу, и через открытое седло правого поршневого клапана (8), попадает в водоспукной патрубок (7).
Переключение сосудов
При включении или отключении электромагнитного клапана правый и левый поршневые клапана меняют своё положение на противоположное и, в момент, когда тарелки клапанов находятся в промежуточном положении, верхние и нижние сёдла клапанов открыты и воздух из канала МК кратковременно попадает в полость под клапанами и выбрасывает влагу, скопившуюся в ней, а также в нижней части осушителя, в атмосферу.
Включение и выключение электромагнитного клапана, а, следовательно, и переключение сосудов осушителя производится с интервалом в одну минуту, причём электронным блоком управления учитывается только чистое время работы компрессорного агрегата. Т.е., если компрессор отработал 40 секунд и отключился, то электромагнитный клапан включится или выключится только через 20 секунд после следующего включения компрессора.
Верхнее седло электромагнитного клапана перекрывает доступ воздуха к поршневым клапанам двойного действия. Нижнее седло – открывает атмосферный канал, соединяющий камеры поршневого клапана двойного действия с атмосферой. Поршни под воздействием пружин переключаются в верхнее (левый) и нижнее (правый) положение.
Осушитель оборудован нагревательными элементами с термостатным управлением. При неисправности мотор компрессора следует отключить автомат защиты «Мотор компрессор» на панели вагонной защиты (ПВЗ). Автомат защиты «Осушитель» в холодное время года отключать не рекомендуется, во избежание замерзания влаги и, как следствие, выхода из строя установки осушения.
Дополнительная информация
Описание компонентов и оборудования. В дополнение к руководству по эксплуатации рельсового автобуса “Орлан” приводятся руководства, сборочные чертежи, схемы принципиальные оборудования, компонентов и интегрированных систем и отдельных элементов механической и тормозной системы: АСОТП, гасители колебаний Sachs, гребнесмазывателей, дверей наружных, описывается карданный вал, система Кварц-М2, клапан перепускной быстродействующий, комплекс учета топлива КВАРТА-Р1, контроллер машиниста РА-3. Уделено особое внимание механической части, описаны межвагонные сцепки, межвагонный переход и пр.