Гидропередача (ГП) предназначена для:
- передачи крутящего момента от двигателя к колесным парам моторной тележки через тяговую передачу;
- преобразования крутящего момента без разрыва потока мощности;
- обеспечения реверсивного движения;
- торможения РА-3 при скорости движения более 30 км/ч.
Основными составляющими ГП являются: гидротрансформатор, гидромуфта, гидрозамедлитель и механический редуктор с реверсом.
Принцип действия
Гидропередача Voith T 211 re.4 представляет собой двухскоростную гидродинамическую трансмиссию, основными компонентами которой являются: один гидротрансформатор крутящего момента, одна гидромуфта, интегрированная механическая реверсивная передача и вторичный гидродинамический тормоз-замедлитель KB190. В заполненном контуре передача мощности между рабочим колесом насоса и турбинным колесом происходит за счет силы инерции рабочей жидкости. В гидротрансформаторе (первая скорость) нерегулируемое направляющее колесо (направляющий аппарат) воспринимает разность крутящих моментов насосного и турбинного колес, за счет чего происходит плавное автоматическое преобразование крутящего момента. В гидромуфте (вторая скорость) крутящий момент турбины всегда совпадает с крутящим моментом, получаемым насосом. Изменение скорости происходит автоматически без прерывания тягового усилия, плавно, без толчков и износа, за счет наполнения гидравлических контуров рабочей жидкостью и опорожнения гидравлических контуров.
Изменение направления движения выполняется при остановке РА-3 с пульта машиниста посредством интегрированной механической реверсивной передачи с использованием реверсивного цилиндра с гидроприводом. Гидропередача с замедлителем KB190 обеспечивают гидродинамическое торможение с минимальным износом. Выработанная энергия торможения рассеивается в виде тепла и поглощается через комбинированный теплообменник охлаждающей жидкостью двигателя.
Устройство и принцип действия
Гидропередача присоединена непосредственно к двигателю. Входной вал 10 гидропередачи соединен с коленчатым валом двигателя через гаситель крутильных колебаний (упруго-демпфирующую муфту). Крутящий момент от двигателя передается на входной вал 10 гидропередачи и через ведущую шестерню 101 и далее на шестерню первичного вала 102. На первичном валу закреплены насосные колеса 221 и турбинные 222 гидромуфты. Насосные колеса 221 гидромуфты при заполненном контуре передают крутящий момент на турбинные колеса 222 и 212 за счет динамических сил рабочей жидкости. Турбинное колесо 212 гидротрансформатора и турбинное колесо 222 гидромуфты расположены на общем вторичном валу 31. Реактор 213 гидротрансформатора жестко связан с корпусом и воспринимает дифференциальный момент между насосным и турбинным колесами, обеспечивая преобразование крутящего момента. Крутящий момент с вторичного вала 31 передается на выходной вал 30 через передвижной вал 313 и шестерни 312 и 301, а в реверсивном режиме – через шестерни 311, 321, 322, 301.
В зависимости от позиции передвижного вала 313 и механизма переключения реверса 40, устанавливается направление вращения выходного вала 30:
- направление «А» – выходной вал вращается в том же направлении, что и входной; силовой поток – 313/312/301/30;
- направление «В» – выходной вал вращается в противоположном направлении входному; силовой поток – 313/311/321/32/322/301/30.
Гидравлическая система гидропередачи
Гидравлическая система выполняет функции:
- управления (совместно с электронным блоком);
- обеспечения наполнения маслом гидротрансформатора, гидромуфты и гидродинамического тормоза;
- охлаждения и смазки гидропередачи;
- очистки масла.
В состав гидравлической системы входят:
- масляные насосы 50, 51 и 52;
- водомасляный теплообменник 56;
- главный распределительный клапан 41;
- распределители 711-716 с электромагнитным управлением;
- цилиндр 45 управления вентиляционными задвижками;
- редукционный клапан 42;
- клапан 44 заполнения гидротормоза;
- предохранительные и обратные клапана, фильтры и трубопроводы.
Гидравлическая система функционирует следующим образом. В нейтральном положении передачи или при работе двигателя на холостом ходу циркуляционные контуры гидротрансформатора, гидромуфты и гидродинамического тормоза не заполнены маслом.
Загрузочный масляный насос 50 подает часть масла из картера гидропередачи через теплообменник 56, масляные фильтры 53 и 54 к первичному распределительному и смазочному насосу 51, часть – к главному распределительному клапану 41, масло из которого сливается обратно в картер гидропередачи и часть – к клапану 44 заполнения гидротормоза. Первичный распределительный и смазочный насос 51 через фильтр 55 тонкой очистки масла и клапан 43 предельного давления подает масло по маслопроводу управления к распределителям 711-716 с электромагнитным управлением. Часть масла от клапана 43 предельного давления направляется через обратные клапана 465, 466, 467, 468 к точкам смазки 57.
Наполнение гидротрансформатора обеспечивается подачей напряжения от электронного блока управления гидропередачей на распределитель 711. Масло по маслопроводу 622 управления от насоса 51 поступает по маслопроводу 623 в главный распределительный клапан 41. Под действием давления поршень 412 перемещается, открывая доступ масла в маслопровод 612. Происходит наполнение гидротрансформатора и включение передачи.
Передача отключается переводом рукоятки контроллера машиниста. Распределитель 711 под действием пружины возвращается в первоначальное положение, перекрывая маслопровод 623. Поршень 412 возвращается в исходное положение и перекрывает доступ масла из маслопровода 603 в маслопровод 612. Происходит слив масла из гидротрансформатора по маслопроводу 613 в картер гидропередачи.
Передача может быть включена вновь при любой скорости движения переводом рукоятки контроллера машиниста в одну из ходовых позиций.
Переключение режимов (передач) гидропередачи производится полностью автоматически с помощью электронного блока управления ГП в зависимости от скорости движения РА-3 и нагрузки на двигатель.
Переключение передачи с высшей на низшую происходит на более низкой скорости РА-3, чем переключение передачи с низшей на высшую. Это предотвращает непрерывное переключение передач при скоростях, находящихся около точки переключения.
При переключении передачи с режима гидротрансформатора на режим гидромуфты дополнительно к распределителю 711 включается распределитель 712. Масло по маслопроводу 622 управления направляется в распределитель 712, от которого по маслопроводу 624 поступает в главный распределительный клапан 41. Поршень 411 передвигается вверх и открывает доступ масла из маслопровода 603 через большее сечение в маслопровод 614 для быстрого наполнения гидромуфты.
После заполнения гидромуфты отключается распределитель 711, закрывая маслопровод 623. Поршни 411 и 412 перемещаются в конечные положения, и наполнение гидромуфты происходит по маслопроводу 624 через меньшее сечение в маслопроводе 614. Объем поступающего таким образом масла достаточен для требуемого наполнения гидропередачи.
При отключении передачи масло из гидромуфты сливается по сливному отверстию 223 в масляный поддон гидропередачи.
Охлаждение масла осуществляется в водомасляном теплообменнике 56. Для контроля за температурой в маслопроводе 602 от передачи к теплообменнику установлен термодатчик 741. Рабочая температура масла должна находиться в пределах от 70 до 105 °С.
Реверсивная передача
Реверсивный механизм встроен в механической части гидропередачи. Переключение реверсивного механизма производится с помощью переключателя на пульте машиниста, сигнал от которого передается в электронный блок управления гидропередачи.
От механизма переключения реверса напряжение подается на распределители 713 или 714, которые открывают доступ масла в маслопроводы 625 или 626. Масло по маслопроводам управления 625 или 626 поступает в блок 40 механизма переключения реверса. Поршень 401 под давлением масла передвигает вал 313, вводя в зацепление те или иные шестерни, изменяя направление вращения выходного вала.
В механизм переключения реверса 40 встроен пружинный механизм 403, который фиксирует поршень 401 в конечных положениях. Конечные положения поршня контролируются датчиками 731 и 732. При не достижении конечного положения датчики посылают сигнал в систему управления гидропередачи на ограничение повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя и наполнения передачи.
Реверсивная передача может переключаться при выполнении следующих условий:
- РА-3 остановлен;
- двигатель не работает или работает на холостом ходу.
Гидродинамический тормоз
Гидродинамический тормоз 23 управляется и запитывается маслом одновременно с гидропередачей. Величина тормозного момента зависит от степени заполнения рабочей полости тормоза маслом. Для заполнения гидротормоза маслом и управления им служат клапан 44, распределитель 715 и цилиндр 45 управления вентиляционными задвижками.
Масло по маслопроводу 622 управления через распределитель 715, открывающийся системой управления гидропередачи, подается к цилиндру 45 управления вентиляционными задвижками. Давление масла в маслопроводе 627 перемещает поршень 451, открывая маслопровод 634. По маслопроводу 634 масло подается через клапан 44 заполнения гидротормоза. Поршень 441 сжимает пружину 442 и по маслопроводам 607 и 609 происходит наполнение гидротормоза.
Для отключения гидротормоза закрывается распределитель 715, поршень перемещается обратно вследствие уменьшения давления в маслопроводе 627. Маслопровод 609 закрывается и масло из гидротормоза сливается в картер гидропередачи по маслопроводу 610.
Для обеспечения охлаждения масла гидропередачи в водомасляном теплообменнике частота вращения коленчатого вала двигателя при гидродинамическом торможении должна быть не ниже 1700 об/мин.
Система управления гидропередачей
Система управления гидропередачей разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутреннее управление заключено в самой передаче и осуществляется гидравлической системой. Внутренняя система управления гидропередачей состоит из:
- распределителей с электромагнитным управлением;
- датчиков.
Команды на внутреннюю систему управления подаются от электронной системы управления.
Внешняя система управления гидропередачей состоит из:
- контроллера машиниста;
- переключателя направления движения;
- электронного блока управления VTIC.
Машинист осуществляет управление передачей с помощью рукоятки контроллера машиниста и переключателя (реверсора) направления движения, сигналы от которых поступают на блок управления. Также на него подаются сигналы от датчиков, встроенных в гидропередачу.
Блок управления подает напряжение на соответствующие распределители с электромагнитным управлением в зависимости от выбранного режима работы. Распределители открываются и подают масло к соответствующим управляющим устройствам внутренней системы управления гидропередачей.
Управление гидропередачей происходит при включении передачи, изменении направления движения, включении гидротормоза и изменении интенсивности торможения.
Торможение РА-3 осуществляется рукояткой контроллера, при этом торможение РА-3 до скорости 30 км/ч осуществляется гидрозамедлителем, а при скорости меньше 30 км/ч включаются электропневматические вентили, с помощью которых сжатый воздух поступает в тормозные цилиндры, которые воздействуют на колодочные тормоза.
Переключение направления движения РА-3 производится установкой (реверсора) на пульте управления ПУ-1 в положение «ВПЕРЕД» или «НАЗАД». Установку рукоятки реверсора следует производить только после полной остановки РА-3.