В качестве системы смазки гребней применен автоматический гребнесмазыватель АГС10 предназначенный для циклического нанесения пластической смазки в зону переходного радиуса между поверхностью круга катания и гребнем каждого колеса первой по ходу движения колесной пары передней тележки вагона при движении РА-3 с целью снижения интенсивности износа гребней колесных пар и боковых граней рельсов, а также снижения энергопотребления за счет уменьшения сил сопротивления движению.

Система смазки гребней

Система смазки гребней

Подача смазочного материала производится на гребни через программируемые периодические интервалы пути, которые автоматически изменяются в зависимости от наличия поворотов и скорости движения.

Для выбора оптимального количества смазочного материала, подаваемого на километр пути, режимы работы гребнесмазывателя могут оперативно корректироваться при изменении условий эксплуатации РА-3.

В состав оборудования гребнесмазывателя входят:

  • питатель (бак емкостью 10 л с двумя насосами-дозаторами и датчиком уровня), две форсунки – левая и правая, соединительные элементы (воздушные и гидравлические), установленные на передней тележке вагона;
  • разобщительный кран, фильтр воздухопровода и блок вентилей электропневматических, установленные на раме кузова вагона;
  • блок управления гребнесмазывателем БУГС, установленный в шкафу электрооборудования.

При включении каждого вентиля срабатывает соответствующий насос-дозатор, выданная им порция смазки смешивается со сжатым воздухом, затем по трубопроводу поступает к форсунке и равномерно наносится на гребень колёса в течение запрограммированного времени (6-10 секунд).

После указанной выдержки времени вентиль выключается, плунжер насоса возвращается в исходное положение – происходит зарядка дозировочной камеры. Работой вентилей управляет блок БУГС. Электропитание на БУГС подаётся от цепей управления вагона постоянно. При уровне смазки в баке ниже минимального на блоке БУГС включается индикатор «Заправь бак».

Система смазки гребней

Система смазки гребней

Бак питателя БМ прямоугольной формы, является сосудом без избыточного давления и предназначен для размещения смазочного материала гребнесмазывателя. В верхнюю часть корпуса бака вварена заправочная горловина, закрываемая резьбовой пробкой с тросиком. В пробке выполнено дренажное отверстие, для выравнивания давлений внутри и снаружи бака при изменении температуры окружающего воздуха. В пробке закреплен щуп для замера уровня смазки в баке. В днище бака вварены два фланца для закрепления насосов-дозаторов, а также расположена сливная пробка. В верхней части бака закреплен датчик нижнего уровня смазки. Бак питателя установлен на кронштейне передней концевой балки рамы тележки.

Пневматические насосы-дозаторы, установленные под днищем бака питателя, предназначены для смешивания смазочного материала с сжатым воздухом и подачи дозированного количества масляно-воздушной смеси к форсункам.

Исполнительными элементами гребнесмазывателя являются две форсунки АГС1 и АГС2. Форсунка служит для формирования факела воздушно-смазочной смеси и подачи его на гребень колёсной пары.

Разобщительный кран К2 предназначен для перекрытия подачи сжатого воздуха от напорной магистрали вагона к блоку вентилей электропневматических.

Фильтр воздухопровода Ф4 предназначен для дополнительной очистки сжатого воздуха, поступающего в пневмомагистраль управления гребнесмазывателем.

Блок вентилей представляет собой металлический ящик, в котором размещены два вентиля электропневматических ВВ1 и ВВ2 предназначенные для подачи сжатого воздуха из напорной магистрали вагона к насосам-дозаторам.

Блок управления БУГС предназначен для управления гребнесмазывателем АГС10. Обмен информацией между блоком БУГС и системой управления СКИФ-РА производится по каналу CAN. БУГС оборудуется встроенными акселерометром (датчиком ускорения) и гироскопом (датчиком поворотов).

Гребнесмазыватель работает в трех режимах

а) режим обмена информации с системой управления СКИФ-РА

Блок БУГС принимает от системы управления головным вагоном следующую информацию:

  • значение линейной скорости РА-3 в км/ч;
  • сигналы о направлении движения РА-3;
  • сигналы о запрете смазки: при торможении РА-3 и подсыпке песка.

Блок БУГС передаёт в систему управления головным вагоном следующую диагностическую информацию:

  • состояние БУГС: исправен/неисправен;
  • состояние каналов управления электропневматическими вентилями (ЭПВ) и цепей их подключения: исправен/неисправен, обрыв/КЗ;
  • состояние гироскопа и акселерометра: исправен/неисправен, ошибки гироскопа.

БУГС передает в систему управления головным вагоном СКИФ-РА следующую текущую (накопительную) статистическую информацию:

  • продолжительность работы БУГС в часах;
  • пробег РА-3 при включенном состоянии БУГС;
  • количество срабатываний каждого канала ЭПВ.

б) автоматический режим (при движении РА-3)

При движении РА-3 вперед работает гребнесмазыватель, расположенный в головном вагоне. Гребнесмазыватель хвостового вагона смазку не подает.

При достижении РА-3 запрограммированной «пороговой скорости включения подачи смазки» (V1) блок БУГС головного вагона (или БУГС хвостового вагона – в зависимости от направления движения) начинает через запрограммированные интервалы пройденного пути (L1) включать вентили электропневматические ВВ1 и ВВ2. При их срабатывании подаётся сжатый воздух на насосы-дозаторы и происходит впрыск смазочного материала на гребни колёс. Между подачами воздуха происходит заполнение дозировочных камер насосов-дозаторов.

При достижении РА-3 «пороговой скорости увеличения интервалов пути между подачами смазки» (V2) блок БУГС включает вентили через запрограммированные бóльшие интервалы пути (L2).

При прохождении РА-3 криволинейных участков гребни колёс смазываются в следующем режиме:

  • при движении в левом повороте вентиль ВВ1, управляющий работой левой форсунки, включается через «бóльшие» (L1 или L2 в зависимости от скорости движения) интервалы пути, а вентиль ВВ2, управляющий работой правой форсунки, включается через запрограммированные «малые» (L3) интервалы пути;
  • при движении в правом повороте вентиль ВВ2, управляющий работой правой форсунки, включается через «бóльшие» (L1 или L2 в зависимости от скорости движения) интервалы пути, а вентиль ВВ1, управляющий работой левой форсунки, включается через запрограммированные «малые» (L3) интервалы пути.

Таким образом, при движении на криволинейных участках бóльшее количество смазки подаётся на гребень колёса, контактирующего с наружным рельсом поворота.

При поступлении от системы управления СКИФ-РА по каналу CAN сигналов о торможении или включении подачи песка блок БУГС блокируют включение вентилей электропневматических и работа форсунок прекращается.

При интенсивном торможении РА-3, независимо от поступления сигнала «Тормоз» от системы управления, блок БУГС блокируют включение вентилей по командам собственных датчиков отрицательного ускорения.

в) полуавтоматический (ручной) режим (во время стоянки РА-3)

Полуавтоматический режим применяется для проверки работоспособности гребнесмазывателя и правильности расположения форсунок относительно гребней колес.

При подаче на вход блока БУГС сигнала «Вперёд» и однократного нажатия на его лицевой панели кнопки «Контроль» БУГС через запрограммированную выдержку времени три раза включает вентили ВВ1 и ВВ2. При этом три раза срабатывают насосы-дозаторы и форсунки производят синхронно по три впрыска смазки.

Дополнительная информация

Описание компонентов и оборудования. В дополнение к руководству по эксплуатации рельсового автобуса "Орлан" приводятся руководства, сборочные чертежи, схемы принципиальные оборудования, компонентов и интегрированных систем и отдельных элементов механической и тормозной системы: АСОТП, гасители колебаний Sachs, гребнесмазывателей, дверей наружных, описывается карданный вал, система Кварц-М2, клапан перепускной быстродействующий, комплекс учета топлива КВАРТА-Р1, контроллер машиниста РА-3. Уделено особое внимание механической части, описаны межвагонные сцепки, межвагонный переход и пр.

Вентиль электропневматический

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.