Пары колесные предназначены для направления движения РА-3 (вагона) по рельсовому пути, передачи нагрузок от вагонов на рельсы, а также для преобразования крутящего момента от входного карданного вала моторных тележек в поступательное движение РА-3 (вагона). Пары колесные вагонов РА-3 подразделяются на колесные пары (с осевыми редукторами) моторных тележек и колесные пары немоторных тележек. Каждая колесная пара состоит из оси, двух цельнокатаных колес и двух букс. На ось каждой колесной пары моторных тележек напрессован редуктор тяговой передачи.

Колесные пары

Колесные пары: 1, 7, 8, 13, 14, 20 - буксы; 2, 5, 9, 11, 15, 18 - колеса цельнокатаные; 3 - двухступенчатый редуктор; 4, 10, 17 - оси; 6, 12, 19 - пробки; 16 - одноступенчатый редуктор; 21, 23, 24 - болты; 22 - масленка; 25 - шайба стопорная; 26 - крышка технологическая; 27 - прокладка; 28 - кольцо большое; 29 - воротник; 30 - шайба тарельчатая; 31 - крышка; 32, 39, 42 - кольца; 33, 35 - роликовые цилиндрические подшипники; 34 - кольцо малое; 36, 40 - кольцо лабиринтное; 37 - шарнир резинометаллический; 38 - корпус буксы; 41 - резиновый вкладыш.

Ось каждой колесной пары имеет несколько участков с различными диаметрами:

  • буксовые шейки, служащие опорными поверхностями для буксовых подшипников;
  • предподступичные части, служащие для смягчения перехода от подступичных частей к шейкам оси. Кроме того, на эти части напрессовываются уплотняющие детали букс;
  • подступичные части, на которые напрессовывают ступицы колес;
  • среднюю часть.

Кроме того, на осях колесных пар моторных тележек в средней части имеются шейки под опорные подшипники редуктора и ступицу шестерни.

На оси каждой колесной пары жестко, на прессовой посадке закреплены цельнокатаные стальные колеса, имеющие диск, который соединяет ступицу с ободом.

У одного края обода колеса, обращенного внутрь колесной пары, имеется гребень, предохраняющий колесную пару от схода с рельсов.

Внешняя поверхность обода колеса (поверхность катания) сделана двойной конической с различными конусностями. Двойная конусность позволяет колесной паре самоустанавливаться в рельсовой колее на прямых участках пути и улучшает условия прохождения кривых, уменьшая пробуксовку и износ обода.

С внешней стороны обода каждого колеса имеется канавка предназначенная для контроля предельного износа колеса.

Для контроля взаимного положения колес относительно оси при эксплуатации РА-3 на ступицах колес и подступичных частях оси нанесены контрольные полосы красного цвета.В ступице каждого колеса выполнено резьбовое отверстие, закрываемое пробкой 19, предназначенное для подсоединения трубопровода подачи масла под давлением в зону соединения колеса с осью при расформировании колесной пары (маслосъем).

Наименование параметра Значение параметра
обозначение колесной пары
753.10.31.10.005/753.10.31.10.006 753.10.31.10.007
Тип колесной пары приводная (ведущая) неприводная (бегунковая)
Применяемость на моторных тележках 753.10.31.00.010 вагонов 753.10 и 753.11 +
Применяемость на немоторных тележках 753.10.31.00.011 вагонов 753.10 и 753.11 +
Тип колеса цельнокатаное
Диаметр колеса по кругу катания ново- го/изношенного, мм 860 +2 (-1) /810
Номинальная ширина обода колеса, мм 130
Номинальный диаметр шейки оси, мм 130
Максимальная статическая нагрузка брутто от колесной пары на рельсы, тс, не более 16
Расстояние между внутренними гранями колес, мм 144о (+1) (-3)
Тип буксы рычажная, с роликовыми подшипниками
Тип редуктора двухступенчатый/одноступенчатый
Передаточное число редуктора 3,32 (1я ступень - 1,2; 2я ступень - 2,78)/ 2,78
Масса, кг 1762±3%/ 1652±3% 1270±3%

Буксовые узлы

На осевых шейках каждой колесной пары установлены буксы. Буксы служат для соединения колесной пары с рамой тележки и передачи нагрузки от веса вагона на шейки осей колесных пар. Буксы также воспринимают тяговые и тормозные усилия от колесных пар и передают их на раму тележки. Кроме того, корпус буксы защищает шейку оси и подшипники от влаги и грязи. Он заполнен смазкой, необходимой для нормальной работы подшипников.

Корпус буксы выполнен в виде рычага, на одном конце которого установлен резинометаллический шарнир, который своим валиком крепится к кронштейну на продольной балке рамы тележки, а второй конец рычага с приливом служит для установки комплекта пружин буксового подвешивания и крепления буксового демпфера.

Каждая букса имеет два цилиндрических роликовых подшипника 33, 35 с установленными между ними промежуточными дистанционными кольцами: малым 34 и большим 28. Смазка удерживается в буксе при помощи лабиринтного кольца 40, воротника 29, крышки 31 и тарельчатой шайбы 30. На буксах расположены масленки 22, через которые пополняется смазка, марка которой указана в химмотологической карте 753.00.00.00.000 ТБ. Букса удерживается от осевых перемещений через тарельчатую шайбу 30 и упорное внутреннее кольцо 42 четырьмя болтами 24. Под болты 24 установлена стопорная шайба 25, которая предохраняет их от отворачивания.  На буксах колесных пар всех тележек предусмотрены места под установку датчиков перегрева букс (термодатчиков). Также конструкция букс обеспечивает установку осевых датчиков противоюза и датчиков угла поворота.

Дополнительная информация

Описание компонентов и оборудования. В дополнение к руководству по эксплуатации рельсового автобуса "Орлан" приводятся руководства, сборочные чертежи, схемы принципиальные оборудования, компонентов и интегрированных систем и отдельных элементов механической и тормозной системы: АСОТП, гасители колебаний Sachs, гребнесмазывателей, дверей наружных, описывается карданный вал, система Кварц-М2, клапан перепускной быстродействующий, комплекс учета топлива КВАРТА-Р1, контроллер машиниста РА-3. Уделено особое внимание механической части, описаны межвагонные сцепки, межвагонный переход и пр.

Вентиль электропневматический

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Машинист электропоезда», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-83739 от 12.08.2022 г.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.