Клапан аварийного экстренного торможения 130.30 (КАЭТ) предназначен для обеспечения разрядки тормозной магистрали (ТМ) темпом экстренного торможения с одновременным отключением тяги, снятием напряжение с ЭПВН2 ОАТ КРУ 091, включением подачи песка песочницы и ревуна (свистка).

Общий вид клапана аварийного экстренного торможения 130.30 (КАЭТ): 1 – корпус; 2 – клапан; 3, 29 – прокладки; 4 – разъем; 5 – манжета воздухораспределителя; 6, 18 – гайки; 7, 12, 19 – винты; 8, 13 – кронштейны; 9 – толкатель; 10 – выключатель; 11, 22 – упорки; 14, 21, 28 – пружины; 15 – кнопка; 16 – штифт; 17 – втулка; 20 – шарик; 23 – шток; 24 – поршень; 25 – кольцо; 26 – манжета; 27 – штуцер; 30 – заглушка; 31 – кожух.
Клапан аварийного экстренного торможения расположен на столешнице пульта машиниста с правой стороны рабочей зоны машиниста.
Клапан состоит из корпуса 1 с клапаном 2, который открывается под действием поршня 24 при нажатии на кнопку 15. В первоначальное положение клапан 2 возвращается под действием пружины 28, устанавливаемой в заглушке 30. Кнопка 15 имеет два фиксированных положения. Для фиксации в корпусе 1 имеется шарик 20 с пружиной 21, удерживаемых в корпусе 1 упоркой 22.
При нажатии на кнопку 15 одновременно с открытием клапана 2 происходит переключение контактов выключателя 10 под действием толкателя 9. Для возвращения толкателя 9 в первоначальное положение в корпусе 1 имеется пружина 14. Контакты выключателя 10 выводятся на штепсельный разъем 4.
Штепсельный разъем 4 и выключатель 10 крепятся на кронштейнах соответственно 8 и 13. Выключатель 10 и место пайки контактов от повреждений закрыты кожухом 31. Для подвода сжатого воздуха в корпус 1 устанавливаются два штуцера 26.
При нажатии на кнопку 15 открывается клапан 2 и сжатый воздух из ТМ выходит в атмосферу, одновременно под действием толкателя 9 происходит переключение контактов выключателя 10.
Для прекращения выхода воздуха из ТМ необходимо кнопку 15 вернуть в первоначальное положение.
Дополнительные сведения
Описание компонентов и оборудования: Клапан аварийного экстренного торможения 130.30 (КАЭТ), Клапан электропневматический автостопа с дистанционным управлением 151Д-1-01 (ЭПКОН), Перепускной клапан I25510, Клапан выпускной 4-2У1 (131), Обратный клапан Э-142, Обратный клапан Э-161, Предохранительный клапан NHS, Клапан электропневматический КП-8 (110В), Клапан электропневматический ВВ-32.